Foto Safronova

На очередном заседании Брянской областной Думы, которое состоялось 30 марта 2017 года, выступила председатель Сафронова Варвара Николаевна с отчетом о работе Контрольно-счетной палаты Брянской области.

Основные итоги работы

В соответствии с планом работы на 2016 год Контрольно-счетной палатой Брянской области проведено 59 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в рамках которых охвачено 397 объектов, в том числе:

  • 36 контрольных мероприятий, в рамках которых охвачено 272 объекта, общий объем проверенных средств составил 33 648,8 млн. рублей;
  • 23 экспертно-аналитических мероприятия, в рамках которых охвачены 125 объектов.
  • восстановлено в бюджеты разных уровней – 8,1 млн. рублей;
  • в счет неправомерно оплаченных завышенных объёмов и стоимости работ выполнены дополнительные работы – 6,6 млн. рублей;
  • снижена кредиторская задолженность муниципальных заказчиков перед подрядными организациями – 1,6 млн. рублей;
  • подлежит взысканию с подрядных организаций в пользу ГУП «Брянсккоммунэнерго» по решениям Арбитражного суда Брянской области – 4,3 млн. рублей;
  • на рассмотрении в арбитражном суде находятся иски по взысканию с подрядных организаций штрафных санкций за несвоевременное выполнение работ и неправомерно перечисленных им бюджетных средств за невыполненные работы, а также по взысканию с сельхозтоваропроизводителей неправомерно перечисленных им субсидий – 5,5 млн. рублей;
  • направлены претензии подрядным организациям, арендатору, бывшему руководителю учреждения с предложением о добровольном возврате неправомерно перечисленных им бюджетных средств – 0,3 млн. рублей;
  • снижен объём необходимой валовой выручки ООО «Брянскэлектро» при установлении ему тарифа на услуги по передаче электроэнергии
    на 2017 год – 31,3 млн. рублей;
  • объемы субсидий на выполнение муниципальных заданий приведены в соответствие с их количественными показателями – 0,7 млн. рублей;
  • погашена задолженность по заработной плате – 6,3 млн. рублей;
  • погашена кредиторская задолженность перед оздоровительными организациями, что исключило риски неэффективных расходов департамента образования и науки Брянской области по выплате неустойки
    за несвоевременную оплату оказанных ему услуг по оздоровлению и отдыху детей – 12,4 млн. рублей;
  • имущество поставлено на учет, включено в реестр собственности Брянской области, а также заключены договоры аренды на движимое имущество и договоры на ответственное хранение имущества –
    8,1 млн. рублей;
  • обеспечено использование полученного оборудования –
    31,2 млн. рублей;
  • снижена балансовая стоимость объекта основных средств –
    8,6 млн. рублей;
  • муниципальными образованиями обеспечено софинансирование расходов на реализацию программного мероприятия – 6,1 млн. рублей;
  • устранены нарушения бухгалтерского учета и отчетности, внесены изменения в классификацию расходов – 30,0 млн. рублей.

Кроме того, Контрольно-счетной палатой в 2016 году проведена экспертиза отчетов об исполнении областного бюджета за 2015 год, за 1 квартал 2016 года, за 1 полугодие 2016 года, за 9 месяцев 2016 года, проекта областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также экспертиза отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области за 2015 год и проекта бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. По итогам вышеуказанных экспертиз подготовлено и направлено в Брянскую областную Думу 7 заключений на проекты Законов Брянской области.

Вместе с тем, Контрольно-счетной палатой в 2016 году проводились экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Брянской области, внесенных на рассмотрение в Брянскую областную Думу, по итогам которых подготовлено 125 заключений и дано 107 предложений, из них принято при рассмотрении профильными комитетами Брянской областной Думы 102 предложения.

По итогам проведенных 59 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий установлено финансовых нарушений на общую сумму 1 562,2 млн. рублей, в том числе допущенных до 2014 года включительно –
1 150,4 млн. рублей, в 2015 году – 403,3 млн. рублей, в 2016 году – 8,5 млн. рублей, а именно:

- нецелевое использование бюджетных средств – 13,5 млн. рублей;

- неэффективное использование бюджетных средств – 589,9 млн. рублей;

- неправомерное использование бюджетных средств – 50,2 млн. рублей;

- нарушения в сфере закупок – 204,0 млн. рублей;

- завышение объемов и стоимости работ – 22,4 млн. рублей;

- нарушения и недостатки при использовании государственного (муниципального) имущества – 39,9 млн. рублей;

- не получен дополнительный доход в бюджеты – 21,0 млн. рублей;

- не получен дополнительный доход государственными унитарными предприятиями Брянской области и иными организациями, учредителями которых являются исполнительные органы государственной власти Брянской области – 47,2 млн. рублей;

- сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств приняты бюджетные обязательства – 275,0 млн. рублей;

- нарушения при применении бюджетной классификации – 30,0 млн. рублей;

- нарушения бухгалтерского учета и отчетности – 99,4 млн. рублей;

- прочие финансовые нарушения – 169,8 млн. рублей.

Кроме того, по итогам проведенных вышеуказанных 59 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий установлено 846 нефинансовых нарушений, не имеющих стоимостную оценку.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий составлено 211 актов и 103 заключения. Для принятия мер по итогам данных мероприятий проведено 12 заседаний Коллегии, по итогам которых Контрольно-счетной палатой проверяемым организациям направлено 56 представлений, в которых внесено 900 предложений по устранению выявленных нарушений и совершенствованию бюджетного процесса, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, из которых на сегодняшний день реализовано – 726 предложений.
К дисциплинарной ответственности привлечены 117 должностных лиц (уволены – 1, объявлены выговоры – 44, объявлены замечания – 72).

По материалам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Губернатору Брянской области, председателю Брянской областной Думы, председателям Советов народных депутатов и главам администраций муниципальных образований направлено 271 информационное письмо. Материалы 19 контрольных и 1 экспертно-аналитического мероприятий направлены в прокуратуру Брянской области, 5 контрольных мероприятий –
в управление МВД России по Брянской области, 5 контрольных мероприятий – в управление ФСБ России по Брянской области, 9 контрольных мероприятий – в управление ФАС по Брянской области.

Прокуратурой Брянской области и управлением МВД России по Брянской области в ходе рассмотрения 4 материалов контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты выявлены признаки уголовной ответственности.

Материалы проверок по вышеизложенным фактам направлены прокуратурой Брянской области и управлением МВД России по Брянской области в следственное управление Следственного комитета России
по Брянской области для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

На сегодняшний день следственным управлением Следственного комитета России по Брянской области возбуждено 2 уголовных дела.

По остальным 2 фактам следственным управлением Следственного комитета России по Брянской области проводятся следственные мероприятия для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Управлением ФАС по Брянской области по результатам рассмотрения 5 материалов контрольных мероприятий возбуждено 19 дел об административных правонарушениях в сфере закупок, по итогам рассмотрения которых 8 должностных лиц привлечены к административной ответственности с общей суммой штрафных санкций 196,0 тыс. рублей.

Кроме того, специалистами Контрольно-счётной платы по результатам 5 контрольных и 4 экспертно-аналитических мероприятий возбуждено 22 дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.

Из вышеуказанных выявленных финансовых нарушений объём нарушений, подлежащих к устранению, составил 165,6 млн. рублей, в целях устранения которых проверенными организациями на сегодняшний день
во исполнение представлений Контрольно-счётной палаты приняты следующие меры:

Кроме того, Контрольно-счетной палатой в 2016 году проведена работа по устранению проверенными организациями остатка не устранённых нарушений, выявленных по итогам проведения в 2015 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в сумме 27,6 млн. рублей.

В течение 2016 года Контрольно-счетной палатой Брянской области осуществлялся предварительный, оперативный и последующий контроль формирования и исполнения областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области.

Контрольно-счетной палатой проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Экспертиза и подготовка заключения на проект закона Брянской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», в рамках которого проведена экспертиза 20 государственных программ Брянской области.

Главным распорядителям – ответственным исполнителям государственных программ внесены предложения по установлению показателей (индикаторов) государственных программ в количественном измерении, о необходимости взаимоувязки целей, задач и показателей (индикаторов) с финансированием государственных программ, а также при необходимости обеспечить динамику отдельных показателей результативности госпрограмм. Кроме того, по предложению Контрольно-счетной палаты прогнозируемый объем доходов областного бюджета на 2017 год увеличен на 25,0 млн. рублей.

Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с государственными и муниципальными органами.

В соответствии с планом работы в 2016 году Контрольно-счетной палатой проведено 8 совместных (параллельных) контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с государственными органами и муниципальными контрольно-счетными органами.

Контрольно-счетной палатой проводился мониторинг сайтов контрольно-счетных органов муниципальных образований, по результатам которого давались письменные рекомендации, разъяснения по их корректировке и наполнению необходимой информацией.

22 апреля 2016 года состоялась очередная X Конференция Совета контрольно-счетных органов Брянской области, в работе которой приняли участие председатель Брянской областной Думы В.И. Попков и другие должностные лица региональных государственных структур. На Конференции рассмотрены основные направления деятельности контрольно-счетных органов, вопросы полноты поступления налогов в местные бюджеты, расходования средств, выделенных в формате субсидий и грантов. Докладчиками освещены вопросы аудита в сфере закупок, составления протоколов об административных правонарушениях в бюджетной сфере, применения муниципальными контрольно-счетными органами Брянской области при подготовке и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).

С 16 по 20 мая 2016 года в Межотраслевом центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки Брянского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации прошло обучение сотрудников контрольно-счетных органов муниципальных образований Брянской области по программе «Финансовый контроль и управление бюджетными ресурсами муниципальных образований», организованное Контрольно-счетной палатой Брянской области совместно с департаментом внутренней политики Брянской области. Переподготовку прошли 33 сотрудника муниципальных контрольно-счетных органов.

С 9 по 19 декабря Контрольно-счетной палатой проведены 4 кустовых семинара-совещания для муниципальных контрольно-счетных органов
в г. Брянске, г. Дятьково, г. Клинцы, г. Почепе, на которых обсуждались вопросы, касающиеся применения единого классификатора нарушений, разработанного Счетной палатой РФ, учета результатов проведенных контрольно-счетными органами мероприятий, порядка размещения информации на сайтах контрольно-счетных органов, а также проведения совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Заключительные положения.

В 2017 году Контрольно-счетной палатой будет продолжена работа по дальнейшему укреплению и развитию единой системы контроля формирования и исполнения областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, управлению и распоряжению имуществом государственной собственности Брянской области, внедрению в контрольную практику новых форм и методов работы, совершенствованию правового, методологического и информационного обеспечения государственного и муниципального финансового контроля на территории Брянской области, расширению взаимодействия с правоохранительными органами, органами государственной власти и  контрольно-счетными органами муниципальных образований.