26 ноября 2014 года состоялось очередное заседание Коллегии Контрольно-счетной палаты Брянской области

27 ноября 2014 г.2014

На заседании Коллегии, проходившем под председательством Шинкарева Владимира Александровича - председателя Контрольно-счетной палаты Брянской области, были рассмотрены 9 вопросов.

С докладом о результатах контрольного мероприятия «Проверка организации и эффективного использования средств государственными учреждениями здравоохранения Брянской области на приобретение медикаментов в 2013 и истекшем периоде 2014 года» выступила аудитор Контрольно-счетной палаты Брянской области Мамаева Ольга Петровна.

В своем выступлении О.П. Мамаева отметила, что общий объем средств, направленных на приобретение медикаментов государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями здравоохранения области, составил в 2012 году - 558 220,4 тыс. рублей, в 2013 году - 856 522,5 тыс. рублей, за 1 полугодие 2014 года - 284 480,0 тыс. рублей.

Помимо этого приобретение лекарственных средств осуществлялось за счет целевых средств федерального и областного бюджетов для отдельных категорий граждан и лечения отдельных видов заболеваний. Общий объем расходов в 2013 году и за I полугодие 2014 года составил 757 052,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 525 089,9 тыс. рублей, областного бюджета - 231 962,2 тыс. рублей.

Контрольным мероприятием обращено внимание на следующую ситуацию - помимо заключения контрактов на закупку медикаментов, департаментом заключались государственные контракты (договоры) на оказание услуги по приему, хранению и организации поставок лекарственных средств (в отношении обеспечения льготных категорий граждан и отдельных заболеваний). В проверяемом периоде заключено 4 государственных контракта в отношении оказания услуги в 2013, 2014 годах с ГУП «Брянскфармация», при этом отмечено, что 2 контракта департаментом здравоохранения заключены по итогам электронного аукциона, 2 контракта были заключены без проведения конкурсных процедур. Сделан вывод о том, что заключение 2 гос. Контрактов на сумму 6 304,2 тыс. рублей, осуществлено с нарушением требований Федерального закона от 25.07.2005 № 94-ФЗ.

По результатам проведенного в ходе контрольного мероприятия анализа установлено, что приобретение медикаментов в проверяемом периоде государственными учреждениями здравоохранения осуществлялось в 2013 году в большинстве случаев без проведения процедуры торгов.

Контрольно-счетная палата обращает внимание, что общий объем кредиторской задолженности за медикаменты за 2013 год составил 116 254,7 тыс. рублей, а с начала 2014 года увеличился в 2,3 раза и составил на 01.07.2014 года – 266 541,4 тыс. рублей. В связи с этим Контрольно-счетная палата отмечает риски возможности применения штрафных санкций за несвоевременное исполнение обязательств, что приведет к неэффективным расходам.

В обсуждении вопроса принимали участие Афонина Ирина Владимировна – начальник отдела учета и отчетности департамента здравоохранения Брянской области, Сергиенко Марина Васильевна - главный специалист отдела лекарственного обеспечения департамента здравоохранения Брянской области, Воронцова Татьяна Николаевна – начальник планово-экономического отдела ТФОМС Брянской области и Гуринова Елена Владимировна – начальник контрольно-ревизионного отдела ТФОМС Брянской области.

С докладом о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных в 2013 году и истекшем периоде 2014 года на реализацию государственных программ «Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области (2012-2015 годы) и «Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области» (2014-2016 годы)» выступила аудитор Контрольно-счетной палаты Брянской области Подобедова Наталья Владимировна, в котором она отметила, что анализом соответствия рассматриваемых государственных программ требованиям действующего федерального и регионального законодательства, выявлено отсутствие в отношении Брянской области показателей, установленных в долгосрочной государственной экономической политике, таких как «увеличение объема инвестиций», «увеличение производительности труда».

Количество показателей, установленных в государственных региональных программах в части развития транспорта недостаточное для оценки развития транспортной системы на территории Брянской области. Показатель возможность посадки современных воздушных судов в международном аэропорте Брянск не может являться показателем, характеризующим развитие и организацию аэропортовой деятельности

В программах отсутствуют показатели, отражающие цели и задачи развития отрасли связи на территории Брянской области.

В программах не отражены объемы финансирования, предоставляемые промышленным предприятиям Брянской области в виде субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам.

Контрольно-счетной палатой отмечен значительный рост объема субсидий из областного бюджета на покрытие убытков автотранспортных предприятий: в 2013 году субсидия увеличилась относительно 2011 года на 55 282,9 тыс. рублей (42,4%).

Анализ динамики доходов автотранспортных предприятий свидетельствует об их ежегодном снижении: в 2013 году доходы сократились относительно 2011 года на 33 307,0 тыс. рублей (13,3%).

Расходы автотранспортных предприятий в 2013 году увеличились относительно 2011 года на 3,0 процента.

Фактический размер убытков пассажирских автотранспортных предприятий за 2013 год (доходы – расходы) составил 239 738,0 тыс. рублей. По сравнению с 2011 годом убытки выросли на 36 952,7 тыс. рублей, или 18,2 процента.

Сокращение среднего количества автобусов, эксплуатируемых на пригородных маршрутах в 2013 году, относительно 2011 года составило 3,8 процента. Средний возраст автобусного парка составляет 15 лет.

По мнению Контрольно-счетной палаты Брянской области финансирование убытков автотранспортных предприятий не является эффективной мерой. Целесообразнее финансировать выпадающие доходы (разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения), что позволило бы стимулировать автотранспортные предприятия к снижению собственных издержек

В целях реализации государственной политики в области управления государственным имуществом Контрольно-счетная палата Брянской области предлагает департаменту промышленности, транспорта и связи принять меры к приватизации ГУП «Брянская автоколонна № 1403» и ГУП «Новозыбковское АТП», а также выходу из состава участников следующих обществ с ограниченной ответственностью: ООО «Жуковское АТП», ООО «Карачевское АТП», ООО «Мглинское ПАТП», ОАО «Стародубское ПАТП», ООО «Суземсое ПАТП», ООО «Суражское ПАТП», ООО «Трубческое АТП», ООО «Трубчевское ПАТП».

Объем средств, направленных на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в 2013 году составил 44 500,0 тыс. рублей, на 2014 год запланирован в объеме 22 250,0 тыс. рублей.

Согласно отчетным данным ОАО «Центральная пригородная пассажирская кампания» (ЦППК) за период 2011-2013 годов объем убытков от пригородных пассажирских перевозок на территории Брянской области, сложившихся в результате государственного регулирования тарифов, составил 1 310 376,5 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году – 453 496,6 тыс. рублей, в 2012 году – 413 568,3 тыс. рублей, в 2013 году – 443 311,6 тыс. рублей.

В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что основной причиной образования значительных объемов затрат ОАО «ЦППК» является предоставление Брянской области в большей части подвижного состава на дизельной тяге.

Расходы по управлению и эксплуатации, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту дизель-поезда в 2,8 раза выше аналогичных расходов по рельсовым автобусам и в 1,9 раза – по электропоездам.

Таким образом, предоставляя Брянской области подвижной состав на дизельной тяге (автоматрисы), ОАО «ЦППК» ставит регион в неравные с прочими регионами условия и необоснованно способствует увеличению своих расходов на территории Брянской области.

Контрольно-счетная палата Брянской области также указывает на отсутствие прозрачности в формировании ставок пользования подвижным составом, что не позволяет установить объем экономически обоснованных затрат и в конечном итоге приводит к увеличению нагрузки на региональный бюджет и может повлиять на доступность пригородных перевозок.

По результатам финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Международный аэропорт «Брянск»» Контрольно-счетной палатой Брянской области сделан вывод о неустойчивом финансовом положении предприятия, недостаточности собственного капитала и высокой зависимости от внешних кредиторов.

Также, в своем отчете, Контрольно-счетная палата Брянской области отмечает, что в период 2013-2014 годов департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области заключено 23 контракта на общую сумму 36 350,0 тыс. рублей «с единственным поставщиком» на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по пригородным (межмуниципальным) маршрутам Брянской области с формулировкой «по чрезвычайной ситуации». Суть чрезвычайной ситуации состояла в тяжелом финансовом положении предприятий – поставщиков услуг.

Контрольно-счетная палата считает, что нестабильное финансовое состояние предприятия-исполнителя, повлекшее нарушение обычного режима действия транспорта, не является обстоятельством непреодолимой силы и не может являться основанием для заключения государственного контракта в соответствие с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о закупках № 94-ФЗ, в связи с чем 23 контракта стоимостью 36 350,0 тыс. рублей заключены департаментом неправомерно.

В обсуждении вопроса принимали участие Мартынова Анна Ивановна – начальник отдела экономики и финансов департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области и начальник отдела департамента по работе с промышленными предприятиями и мониторинга социально-экономической ситуации Горбатко Алексей Дмитриевич.

Аудитор Контрольно-счетной палаты Брянской области Ольга Петровна Мамаева доложила членам Коллегии о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию государственной программы «Развитие культуры и туризма в Брянской области», в формате субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям культуры Брянской области в 2013 году и истекшем периоде 2014 года».

В своем выступлении О.П. Мамаева отметила рост кредиторской задолженности всех учреждений, подведомственных департаменту культуры Брянской области.

Так, объем кредиторской задолженности составил на 01.01.2013г. – 30 685,3 тыс. рублей; на 01.01.2014г. – 42 714,6 тыс. рублей; за 9 месяцев 2014 года – 33 905,2 тыс. рублей. Задолженность имеет несанкционированный характер.

В результате выборочных контрольных обмеров по проверяемым объектам установлены расхождения с актами выполненных работ, приведшие к завышению стоимости ремонтно-строительных работ на сумму 384,4 тыс. рублей, в том числе: в ГАУК «Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг» расхождение составило 284,9 тыс. рублей; в ГАУК «Брянский областной театр юного зрителя» - 99,5 тыс. рублей.

Кроме того, в ходе выборочной документальной проверки стоимости выполненных работ, сопоставлены предъявленные в актах приемки выполненных работ (форма КС-2) расценки, индексы, величины накладных расходов и сметной прибыли, размеры прочих затрат, объемы выполненных работ с их нормативными значениями согласно сметной документации, а также, применяемые для определения стоимости подрядных работ в текущих ценах, расчетные коэффициенты и установлено завышение стоимости выполненных работ в ГАУК «Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг» в сумме 1 144,9 тыс. рублей.

В ходе контрольного мероприятия проведен анализ фактической ситуации, связанной с состоянием материальной базы ГАУК «Брянский областной театр кукол». Контрольно-счетная палата Брянской области констатирует, что в заключении № 018Э-02/14 от 05.05.2014 года экспертами ООО «Независимая экспертиза» сделан вывод о том, что, в целом, здание находится в ограниченно-работоспособном состоянии. Однако перекрытие над зрительным залом находится в аварийном и неработоспособном состоянии, что говорит об опасности обрушения и делает невозможной ее эксплуатацию. Результаты расчетов показали, что провести реконструкцию здания театра в соответствии с современными требованиями невозможно.

Контрольно-счетной палатой сделан вывод об отсутствии эффективного подхода к решению проблемы, связанной с материальной базой учреждения. Всего за 2012-2014 годы на проведение экспертиз и исследований состояния здания израсходовано 410,5 тыс. рублей (бюджетные и внебюджетные источники) и 6 511,6 тыс. рублей (бюджетные средства) составили расходы, связанные с проведением частичного капитального ремонта.

Контрольно-счетная палата отмечает, что в настоящее время учреждение не имеет ближайших перспектив решения существующей проблемы. Материальное положение учреждения не позволяет осуществить расходы, связанные с ликвидацией старого здания, либо строительством нового театра.

В обсуждении вопроса принимала участие Сомова Наталья Александровна – директор департамента культуры Брянской области.

С докладом о результатах параллельного экспертно-аналитического мероприятия с муниципальными контрольно-счетными органами Брянской области «Анализ формирования налоговых доходов консолидированного бюджета Брянской области в 2013 году и истекшем периоде 2014 года» выступила аудитор Контрольно-счетной палаты Брянской области Жирякова Раиса Павловна.

Контрольно-счетная палата Брянской области в своем отчете отмечает, что за 2013 год доходы консолидированного бюджета Брянской области исполнены в сумме 44 918,1 млн. рублей, или 99,5% плановых назначений. Темп роста к уровню 2012 года составил 105,6 процента. За 8 месяцев 2014 года налоговые доходы консолидированного бюджета к соответствующему уровню 2013 года составили 109,2%, в том числе по областному бюджету 124,3 процента.

Основу доходов консолидированного бюджета составляют налоговые доходы. В 2013 году на их долю приходится 51,4% общего объема поступлений. К уровню 2012 года темп роста налоговых доходов консолидированного бюджета составил 97,5%, при этом доля налоговых доходов в общем объеме консолидированного бюджета Брянской области в 2013 году снизилась на 4,3 процентного пункта.

Налоговыми доходами в целом обеспечиваются более половины расходов консолидированного бюджета Брянской области. По итогам 2013 года за счет налоговых доходов обеспечено 47,4% расходов консолидированного бюджета, по состоянию на 01.09.2014 года – 54,9% общего объема расходов.

Основными налогами, формирующими налоговые доходы консолидированного бюджета Брянской области, являются федеральные налоги, их доля составляет более 85 процентов.

За 2013 год поступления земельного налога составили 622,2 млн. рублей, или 83,3% к плану, темп роста начислений земельного налога к уровню 2012 года составил 109,8 процента.

Задолженность по состоянию на 31.12.2013 составила 58,8 млн. рублей и по сравнению с началом 2013 года возросла на 52,8 процента.

В нарушение федерального законодательства с даты проведения кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения прошло более пяти лет, что может отрицательно влиять на доходы консолидированного бюджета Брянской области.

В структуре поступлений земельного налога за 2013 год в разрезе муниципальных образований наибольший удельный вес приходится на поступления по муниципальному образованию город Брянск – 51,4 процента. Темп роста к уровню 2012 года составил 77,5%, кадастровая стоимость снизилась на 11 696,9 млн. рублей. Снижение поступлений земельного налога отмечается также по Дятьковскому району.

Сумма выпадающих доходов местных бюджетов, связанная с предоставлением льгот и преференций по земельному налогу, составила в 2013 году 181,6 млн. рублей, темп роста к уровню 2012 года составил 148,6 процента.

Выпадающие доходы консолидированного бюджета Брянской области от предоставленных налоговых льгот и преференций в 2013 году составили 887,2 млн. рублей.

Основную долю (54,7%) выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговых льгот занимают выпадающие доходы по льготам, установленным региональным законодательством, - 485 749,0 тыс. рублей.

Отмена ряда налоговых льгот по земельному налогу позволит в текущем году по сравнению с 2013 годом уменьшить сумму выпадающих доходов по налогу на 8 371,3 тыс. рублей, в целом по местным налогам - целом на 8 238,3 тыс. рублей.

Из общего объема средств, мобилизованных на территории области, за 2013 год в федеральный бюджет поступило 12 314,1 млн. рублей, или 36,9%, в консолидированный бюджет области – 21 034,2 млн. рублей, или 63,1%, в том числе в областной бюджет – 14 118,4 млн. рублей, в бюджеты муниципальных образований – 6 915,8 млн. рублей.

Совокупная задолженность по налогам и сборам, пеням и штрафным санкциям в бюджеты всех уровней по состоянию на 1 января 2014 года составила 4 107,0 млн. рублей, что ниже уровня 2013 года на 1,4 млн. рублей.

За 2013 год произошло увеличение неурегулированной задолженности – недоимки. В бюджеты всех уровней на 1 января 2014 года недоимка сложилась в сумме 1 564,8 млн. рублей, что составляет 54,5% от общего объема задолженности по налогам.

Контрольно-счетная палата Брянской области, объективно оценивая ситуацию, делает вывод о том, что в ближайшей перспективе существенного увеличения доходов консолидированного бюджета Брянской области за счет имеющихся внутренних резервов не произойдет.

Для решения задачи усиления сбалансированности и повышения устойчивости консолидированного бюджета области необходимо, прежде всего, развитие экономики области.

В обсуждении вопроса принимала участие Марусова Ольга Александровна – заместитель директора департамента финансов Брянской области.

С докладом о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства, эффективности использования бюджетных средств при исполнении бюджета Погарского муниципального района в 2013 году» выступила аудитор Контрольно-счетной палаты Брянской области Касенкова Яна Васильевна.

В своем докладе Я.В. Касенкова констатировала, что в состав территорий Погарского района входят территории 15 поселений, являющиеся муниципальными образованиями

Первоначально решением Погарского районного Совета народных депутатов от 25.12.2012 № 4-343 на 2013 год был принят бездефицитный бюджет, план по доходам и расходам утвержден в объеме 389 265,0 тыс. рублей.

С внесением изменений и дополнений бюджет района на 2013 год утвержден с профицитом 1 367,3 тыс. рублей, при этом доходы составили 485 757,0 тыс. рублей, расходы – 484 389,7 тыс. рублей.

Фактически бюджет Погарского района за 2013 год исполнен с профицитом в сумме 8 988,3 тыс. рублей.

Кредиторская задолженность Погарского района на начало года составляла 29 010,9 тыс. рублей, на конец года уменьшилась на 4,9% и составила 27 598,3 тыс. рублей.

Контрольно-счетная палата Брянской области отмечает, что в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателями бюджетных средств района были приняты бюджетные обязательства сверх доведенных до них в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, что привело к образованию на конец отчетного периода несанкционированной кредиторской задолженности в объеме 27 317,5 тыс. рублей

Проверкой установлено, что согласно данным формы годовой бюджетной отчетности0503120 «Баланс исполнения бюджета» и формы 0503730 «Сводный баланс муниципальных учреждений», на конец 2013 года балансовая стоимость недвижимого имущества составила 726 606,6 тыс. рублей, что на 113 571,2 тыс. рублей больше балансовой стоимости недвижимого имущества, указанного в реестре муниципальной собственности. Балансовая стоимость объектов движимого имущества на конец 2013 года составила 66 603,2 тыс. рублей, что на 46 056,0 тыс. рублей больше объема средств, указанного в реестре муниципальной собственности.

Таким образом, искажение бухгалтерской отчетности составляет 159 627,2 тыс. рублей.

Контрольно-счетная палата Брянской области отмечает отсутствие в реестре муниципальной собственности Погарского района балансовой стоимости по 12 объектам недвижимого имущества Погарского района и кадастровой стоимости по 13 земельным участкам.

В нарушение Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Контрольно-счетная палата зафиксировала факт отсутствия у 170 объектов недвижимого имущества свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество на общую сумму 94 153,6 тыс. рублей.

Проверкой установлено, что согласно форме 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов», представленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом Погарского района, на конец 2013 года стоимость недвижимого имущества в составе имущества казны составила 76 115,4 тыс. рублей.

Контрольно-счетная палата отмечает, что в представленном реестре казны общая сумма имущества составила 72 974,6 тыс. рублей. Таким образом, искажение бюджетной отчетности составило 3 140,8 тыс. рублей.

В обсуждении вопроса принимали участие Лысак Михаил Николаевич – глава администрации Погарского района и Евдокименко Светлана Ивановна – начальник финансового управления Погарского района.

По итогам рассмотрения Коллегия приняла Решение направить отчеты о результатах проведенных мероприятий врио Губернатора Брянской области А.В. Богомазу и председателю Брянской областной Думы В.И. Попкову.

Коллегия также рассмотрела и утвердила заключения о результатах внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов за 2013 год высокодотационных муниципальных образований Новозыбковского района (бюджеты района и 7 поселений), Клинцовского района (бюджеты района и 9 поселений), Климовского района (бюджеты района и 13 поселений), Мглинского района (бюджеты района и 13 поселений)