Контрольно-счетная палата Брянской области подготовила заключение на проект закона Брянской области «Об областном бюджете на 2016 год», которое было рассмотрено на заседании Коллегии Контрольно-счетной Брянской области 25 ноября 2015 года.

27 ноября 2015 г.2015

Заключение Контрольно-счетной палаты Брянской области на проект закона Брянской области «Об областном бюджете на 2016 год» (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Брянской области «О Контрольно-счетной палате Брянской области» и иными актами федерального и областного законодательства.

Прогноз социально-экономического развития Брянской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов представлен в форме 2п «Основные показатели прогноза социально-экономического развития Брянской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», приложения к прогнозу «Основные параметры государственных программ, реализуемых исполнительными органами государственной власти Брянской области» и пояснительной записке к прогнозу.

На уровне Брянской области прогноз разработан на вариативной основе в составе базового и целевого вариантов. За основу при разработке областного бюджета на 2016 год, как и на уровне Российской Федерации, принят базовый вариант прогноза. В связи с этим Контрольно-счетная палата при анализе вариантов прогноза основное внимание уделила базовому варианту прогноза.

Прогнозируемый объем ВРП составит в 2016 году 297 334,0 млн. рублей при темпе роста 101,3% и индексе-дефляторе 107,3%, в 2017 году – 324 192,0 млн. рублей при темпе роста 101,9% и индексе-дефляторе 107,0% и в 2018 году – 354 547,0 млн. рублей при темпе роста 102,4% и индексе-дефляторе 106,8%. При этом индекс потребительских цен (за период с начала года) планируется снизить с 107,4% в 2016 году до 105,8% в 2017 году и до 105,5% в 2018 году. Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) в целом по Российской Федерации планируется снизить со 106,4% в 2016 году до 106% в 2017 году и до 105,1% в 2018 году.

Доходы проекта областного бюджета на 2016 год предусмотрены в объеме 36 603 183,9 тыс. рублей, что ниже ожидаемой оценки исполнения областного бюджета за 2015 год на 7 259 590,3 тыс. рублей, или на 16,6 процента. Снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2016 году к законодательно утвержденному уровню 2015 года прогнозируется в объеме 1 205 435,4 тыс. рублей, или на 5,7 процента.

Объем расходов, определенный в законопроекте «Об областном бюджете на 2016 год» составляет 37 348 905,7 тыс. рублей.

По отношению к объему расходов, законодательно утвержденному на 2015 год (в редакции закона от 25.09.2015 года № 72-З), расходы, определенные в проекте закона на 2016 год меньше на 23,8%, или на 11 691 639,9 тыс. рублей, основная причина - областной бюджет на 2016 год, как и в прежние периоды, сформирован в условиях отсутствия распределения по регионам значительного объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проект областного бюджета на 2016 год сформирован в программной структуре расходов на основе 18 государственных программ.

В ходе подготовки заключения были отмечены следующие замечания и недостатки по государственным программам.

В нарушение постановления № 608-п в следующих 5 госпрограммах отсутствуют:

количественные значения 10 показателей, в том числе 4 показателя по госпрограмме «Обеспечение реализации полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области (2014 – 2020 годы)», 1 показатель по госпрограмме «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области (2014 - 2020 годы)», 5 по госпрограмме «Управление государственными финансами Брянской области (2014 - 2020 годы)»;

показатель результативности по одному мероприятию госпрограммы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области (2014 - 2020 годы)»;

определение методики расчета по 2 показателям, в том числе 1 показатель по госпрограмме «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области (2014 - 2020 годы)», 1 показатель по госпрограмме «Развитие культуры и туризма в Брянской области (2014 - 2020 годы)»;

указание ссылок на открытые источники расчета 76 показателей госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2014 - 2020 годы)».

Отмечено отсутствие динамики отдельных показателей, что не позволит оценить степень их влияния на выполнение следующих госпрограмм: «Профилактика правонарушений и противодействие преступности на территории Брянской области (2016 - 2020 годы)», «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие здравоохранения Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Управление государственными финансами Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие мировой юстиции Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие лесного хозяйства Брянской области (2014 - 2020 годы)».

Установлено расхождение 5 показателей результативности следующих госпрограмм:

количество 2 показателей отраженных в проекте госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2014 - 2020 годы)» не совпадают с показателями прогноза социально-экономического развития Брянской области;

количество 3 показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596, не учтены в госпрограммах «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области (2014 - 2020 годы)».

Сделан вывод о необходимости внесения изменений в проекты 5 госпрограмм в части приведения в соответствие целей, задач, показателей:

с федеральными госпрограммами 5 госпрограмм - «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие здравоохранения Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие лесного хозяйства Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области (2014 - 2020 годы)»;

указанных в проекте паспорта и плане реализации госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2014 - 2020 годы)»;

по госпрограмме «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области (2014 - 2020 годы)» с приложением 9 законопроекта.

Сделан вывод об отсутствии в следующих госпрограммах взаимоувязки по целям, задачам, показателям (индикаторам) и финансированию мероприятий: «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие физической культуры и спорта Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие лесного хозяйства Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области (2014 - 2020 годы)», «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области (2014 - 2020 годы)».

За 2016 год прогнозируемый объем государственного долга Брянской области увеличится на 682 754,7 тыс. рублей (с 12 861 810,2 тыс. рублей (оценка 2015 года) до 13 544 564,9 тыс. рублей). Наблюдается изменение структуры государственного долга области в части уменьшения обязательств по предоставленным государственным гарантиям Брянской области и кредитам кредитных организаций при стабильном росте долговых обязательств по бюджетным кредитам из федерального бюджета. В долговой политике Брянской области продолжится тенденция замещения коммерческих кредитов бюджетными, что окажет положительное влияние на долговую нагрузку бюджета в перспективе.

Заключение Контрольно-счетной палаты Брянской области на проект закона Брянской области «Об областном бюджете на 2016 год» было рассмотрено на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты Брянской области 25 ноября 2015 года.

По результатам Коллегии было принято решение направить заключение Контрольно-счетной палаты Брянской области на проект закона Брянской области «Об областном бюджете на 2016 год» в Брянскую областную Думу с предложением принять Закон Брянской области «Об областном бюджете на 2016 год» с учетом предложений и замечаний Контрольно-счетной палаты.

Направить заключение Контрольно-счетной палаты Брянской области на проект закона Брянской области «Об областном бюджете на 2016 год» Губернатору Брянской области А.В. Богомазу с предложениями:

1. Увеличить прогнозируемый объем доходов областного бюджета на 2016 год на 20 100,0 тыс. рублей.

2. Департаменту экономического развития Брянской области уточнить показатели прогноза социально-экономического развития Брянской области:

по объему инвестиций в основной капитал на 2015-2018 годы;

объему валового сбора зерна в 2016-2018 годах, взаимоувязав их с продукцией растениеводства и сельского хозяйства прогноза и с показателями государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (совместно с департаментом сельского хозяйства Брянской области);

обеспечить внесение изменений в постановление Правительства Брянской области от 28.10.2013г. № 608-п «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области» в части соответствия целей, задач, мероприятий, источников финансирования, включая средства федерального, муниципальных бюджетов, внебюджетных источников и налоговых льгот показателям (индикаторам) программы в форме отдельного приложения к государственной программе.

3. Департаменту экономического развития Брянской области совместно с департаментом промышленности, транспорта и связи принять действенные меры по привлечению инвестиций в промышленность области.

4. Департаменту финансов Брянской области совместно с отраслевыми департаментами обеспечить соответствие показателей объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2016 год, отраженного в статье 4 законопроекта и приложениях № 8, 9.

5. Главным распорядителям, ответственным исполнителям государственных программ, в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 28.10.2013 № 608-п:

обеспечить внесение необходимых дополнений и изменений в проекты государственных программ до их утверждения с учетом замечаний, отмеченных в заключении;

показатели (индикаторы) государственных программ отразить в количественном измерении;

определить методику расчета по показателям (индикаторам) государственных программ;

указать ссылки на открытые источники расчета показателей (индикаторов) государственных программ;

обеспечить, при необходимости, динамику отдельных показателей результативности госпрограмм;

показатели (индикаторы) государственных программ привести в соответствие с показателями прогноза социально-экономического развития и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596;

внести изменения в проекты государственных программ в части приведения в соответствие целей, задач, показателей с аналогичными федеральными госпрограммами;

обеспечить взаимоувязку целей, задач, показателей (индикаторов) с финансированием мероприятий государственных программ.

6. Департаменту здравоохранения Брянской области:

аналогично федеральной программе дополнить государственную программу показателями, учитывающими реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни;

отразить динамику показателя «обеспеченность врачебными кадрами» (число врачей на 10 тысяч человек населения) на период с 2016 по 2020 годы.

7. Департаменту культуры Брянской области:

проанализировать риски невыполнения показателей, предусмотренных в отношении роста средней заработной платы работников государственных учреждений культуры;

дополнить государственную программу показателями, характеризующими результативность расходов на предоставление среднего профессионального образования, организацию и проведение обучающих семинаров, мастер-классов, стажировок, практикумов, консультаций, курсов повышения квалификации.

8. Департаменту образования и науки Брянской области:

рассмотреть ситуацию и, при необходимости, внести дополнения в методику распределения субвенций, обеспечив соответствие расчетов объемов расходов на компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

рассмотреть обоснованность определения показателя «Доля профессиональных образовательных организаций, в структуре доходов которых выручка от оказания платных услуг физическим и юридическим лицам составляет более чем 25 % в общей сумме доходов учреждения», при необходимости внести изменения.

9. Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области:

проанализировать риски невыполнения показателя государственной программы в отношении роста средней заработной платы работников государственных учреждений социального обслуживания населения;

обеспечить отражение расходов по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации в аналитическом (управленческом) учете главного распорядителя отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат.

10. Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области:

исключить в приложении 1 к проекту государственной программы «Обеспечение реализации полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области» (2014-2020 годы)» на 2016 год показатели, отраженные в государственной программе «Профилактика правонарушений и противодействие преступности на территории Брянской области» (2016-2020 годы).

11. Департаменту промышленности, транспорта и связи Брянской области:

разработать и включить в состав программы мероприятия по развитию промышленности области в разрезе отраслей;

утвердить показатель результативности и эффективности реализации государственной программы показатель производительности труда в промышленности;

ввести показатель, отражающий степень достижения поставленной задачи по организации международных грузовых авиарейсов из аэропорта;

разработать и включить в состав госпрограммы мероприятия, направленные на реализацию на территории области проектов по импортозамещению.

12. Департаменту строительства и архитектуры Брянской области:

включить в состав госпрограммы в качестве подпрограммы программу «Стимулирование развития жилищного строительства в Брянской области». Ввести показатель производительности труда в строительстве;

адресную инвестиционную программу привести в соответствие с требованиями Постановления Правительства Брянской области от 27.10.2014 № 488-п «Об осуществлении капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности на территории Брянской области», указав сведения о запланированных сроках строительства и сроках ввода объектов.

13. Департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области:

внести изменения в государственную программу, дополнив подпрограммой, целью которой будет являться сохранение объема и качества предоставляемых услуг в сфере тепло- и водоснабжения населения при выведении ГУП «Брянсккоммунэнерго» на безубыточной уровень.

14. Департаменту экономического развития Брянской области:

внести изменения в государственную программу, дополнив количественный состав показателей (индикаторов) показателем «увеличение производительности труда» и показателем «увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте».

15. Департаменту природных ресурсов и экологии Брянской области:

установить показатель (индикатор) мероприятия по изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы государственной программы;

наименования мероприятий, отраженных в проекте паспорта государственной программы привести в соответствие с приложением 9 законопроекта.

16. Департаменту сельского хозяйства Брянской области:

цели и задачи государственной программы, отраженные в проекте паспорта привести в соответствие целям и задачам, отраженным в приложении № 1 «Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм и их значениях» программы.

17. Направить заключение Контрольно-счетной палаты Брянской области на проект закона Брянской области «Об областном бюджете на 2016 год» врио заместителя Губернатора, директору департамента финансов Брянской области Г.В. Петушковой.